Ассоциация развития финансовой грамотности проводит  ежегодную Всероссийскую программу «Дни финансовой грамотности в образовательных организациях».

Концепция  Всероссийской программы 

«Дни финансовой грамотности в образовательных организациях»

 Цель Всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в образовательных организациях» (далее — Программа) – формирование финансовой культуры и навыков эффективного управления личными финансами, способствующих в конечном счете финансовой безопасности и будущему благосостоянию россиян.

Сроки проведения Программы:      Ежегодно.

В 2020/2021 учебном году: октябрь 2020 г. — май 2021 г.

Организатор Программы: Ассоциация развития финансовой грамотности.

При поддержке: Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Федерального агентства по делам молодёжи и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Участники программы: общеобразовательные, профессиональные образовательные организации и организации высшего образования, организации дополнительного образования детей.

 Волонтеры-эксперты программы: сотрудники Банка России, региональных органов исполнительной власти, специалисты финансового сектора, сотрудник образовательных организаций, студенты, удовлетворяющие требованиям Программы, и принимающие принципы и правила Программы.

Практическая реализация

Очные встречи проходят (при полном соблюдении правил и требований связанных с пандемией) в старших классах общеобразовательных организациях, в группах профессиональных образовательных организаций и организациях высшего и дополнительного образования Российской Федерации в формате открытых занятий (разовых или серии занятий — по выбору образовательной организации) с участием специалистов финансового сектора (далее «Волонтер-эксперт»), зарегистрированных на сайте Программы, имеющих подтвержденный опыт работы в финансовой сфере, а также опыт преподавательской деятельности и/ или выступлений перед аудиторией в образовательных организациях.

Образовательные организации самостоятельно планируют встречи и выбирают волонтеров-экспертов из предложенных на сайте Программы, согласно тематикам и территориальному расположению.

Для проведения открытых занятий экспертами-финансистами совместно с профессиональными методистами Программы разработаны и рекомендованы темы занятий и методические материалы по каждой теме, в том числе:

  1. Методические рекомендации, презентации и конспекты для подготовки и проведения занятий преподавателями и волонтерами-экспертами;
  2. Видеоуроки для демонстрации в аудиториях.

В качестве методической поддержки разработаны информационные материалы для старшеклассников, информационные материалы для студентов, а также информационные материалы для родителей старшеклассников и студентов, в которых в простой и доступной форме рассказывается о том, что, в первую очередь, необходимо знать современному потребителю финансовых услуг для обеспечения личной финансовой безопасности и достижения поставленных финансовых целей.

Предлагаются следующие Темы открытых занятий, проводимых волонтерами-экспертами или собственными силами организаций:

  • Что значит быть финансово грамотным?
  • Личный финансовый план
  • Банки и банковские продукты
  • Инвестиции и страхование
  • Электронные финансы
  • Налоги
  • Пенсии
  • Финансовые махинации

В зависимости от региональной специфики, экономической обстановки можно выбирать и другие актуальные темы.

Рекомендованные формы открытого занятия: традиционная форма (урок, лекция, беседа, встреча), инновационные формы с проведением дискуссий, круглых столов, деловых игр, учебных (образовательных) экскурсий, онлайн семинаров (с участием авторитетных финансистов и ученых), создания творческих постановок, спектаклей и конкурсов по теме финансовой грамотности.

Примерная структура традиционного открытого занятия

Количество времени на занятии

Этапы

3-5 минут Актуализация знаний
20 минут Изучение нового материала
20-15 минут Практическая часть. Закрепление
2-5 минуты Подведение итогов. Основные выводы

Инновационные формы открытого занятия

  1. Деловая игра. Основная цель данного занятия — применение на практике, полученных знаний через моделирование конкретной ситуации, принятия на себя определенной роли. Учащиеся делятся на несколько групп для анализа конкретной ситуации и поиска путей решения проблемы, или представляют интересы различных групп населения или организаций в той или иной ситуации. Деловые игры воспроизводят действия участников, стремящихся найти наиболее оптимальные пути решения различных проблем. Изложение проблемной ситуации, формулирование целей и задач игры, организация команд и определение заданий каждой из них, уточнение роли каждого из участников игры предшествует началу деловых игр. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей деятельности. Подведение итогов игры, анализ оптимальных решений завершают деловую игру.
  2. Круглый стол, дискуссия. При проведении круглого стола, дискуссии Волонтер-эксперт заранее планирует общий ход обсуждения тем или какой-либо проблемы. Обучающиеся заранее узнают примерную тематику круглого стола или дискуссии. На начальном этапе круглого стола/ дискуссии Волонтер-эксперт представляет план, определяет регламент выступления каждого из участников. По ходу круглого стола/ дискуссии Волонтер-эксперт выносит на обсуждение новые пункты плана и подводит итоги по каждому пункту. По окончании круглого стола/ дискуссии Волонтер-эксперт подводит итог всему вышесказанному, указав на сходство и различия в позициях участников круглого стола/ дискуссии.
  3. Учебная (образовательная) экскурсия может быть организована в финансовую организацию, музей при финансовой организации, где обучающиеся воочию могут познакомиться и услышать от сотрудников о финансовых инструментах и основах потребительских знаний.
  4. Онлайн семинары:
  • Оргкомитет Программы ежемесячно проводит онлайн семинары с участием авторитетных финансистов и ученых по заявленным темам; расписание таких онлайн семинаров заранее размещается на сайте Программы, и все желающие образовательные организации, прошедшие регистрацию, могут принять в них участие.
  • Волонтер-эксперт по предварительным заявкам образовательных организаций проводят персональные вебинары для класса/школы.

Такая форма участия в Программе рекомендуется тем образовательным организациям, которые по какой-либо причине не могут организовать выступление волонтера-эксперта в своих стенах.

  1. Дополнительные формы мероприятий

В качестве примеров можно рассмотреть:

 Отличительные особенности Программы

Программа реализуется во всех регионах РФ, в том числе в небольших и отдаленных населенных пунктах.

На занятиях в качестве преподавателей выступают финансисты-практики, которые в простой, доступной форме рассказывают старшеклассникам и студентам об основах потребительских знаний в финансовой сфере, правилах соблюдения личной финансовой безопасности и защиты своих прав как потребителей финансовых услуг, излагая не только теоретический материал, но и, в первую очередь, обсуждают современные практические аспекты рассматриваемых тем, примеры из жизни. Встречи обучающихся с профессиональными финансистами позволяет получить экспертные мнения практиков, способствуют социализации обучающихся.

Участниками Программы могут стать обучающиеся и сотрудники образовательных организаций:

  • общеобразовательных организаций (школы, гимназии, центры образования);
  • профессиональных образовательных организаций (колледжи, лицеи и др.);
  • образовательных организаций высшего образования.

Волонтеры-эксперты, участвующие в Программе, соответствуют следующим требованиям:

  1. высшее экономическое или финансовое образование (в т.ч. обучение по этим профилям),
  2. практический опыт по теме лекции или работа по экономической или финансовой специальности не менее 1 года,
  3. опыт преподавания и/или выступлений перед аудиторией в образовательных организациях,
  4. рекомендации от работодателя,
  5. согласие следовать принципами правилам Программы.

Принципы Программы

Волонтеры-эксперты выступают в образовательных организациях добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Волонтер-эксперт на занятии должен придерживаться принципа объективности в подаче информации по излагаемой им теме.

Ему следует обратить внимание слушателей не только на положительные стороны рассматриваемого предмета, но и объяснить минусы и риски, неизбежно присущие любому финансовому инструменту.

Волонтер-эксперт должен создавать у слушателей реалистичные ожидания результатов от использования того или иного инструмента. Причем, главный акцент в рассуждении следует сделать на рисках, возникающих у клиента финансовых компаний. При рассказе о каких-либо финансовых инструментах следует также привести примеры альтернативных инструментов, которые могут быть использованы для достижения похожих результатов.

В подаче материала обязательно должны присутствовать примеры практического применения инструментов, причем понятные той категории слушателей, для которых проводится занятие.

Рассказывая о различных финансовых компаниях, Волонтер-эксперт должен обозначить как обеспечивается контроль над их деятельностью со стороны государства (лицензирование, законодательство, саморегулируемые организации и тому подобное). Следует обратить внимание на признаки, по которым можно отличить предложения реальных финансовых компаний от различных мошеннических и «серых» схем (финансовые пирамиды, форекс).

Волонтер-эксперт должен быть готов предоставить ссылки на информационные ресурсы и порекомендовать литературу по вопросам, затронутым в ходе занятия.

Обязательно следует дать рекомендации относительно того, какие практические шаги (последовательность действий) следует предпринять желающему воспользоваться той или иной услугой финансовой компании.

При проведении занятия Волонтер-эксперт должен воздержаться от прямого или косвенного рекламирования услуг каких-либо финансовых компаний.

Перед проведением занятия Волонтер-эксперт должен согласовать с Оргкомитетом Программы план мероприятий.

После проведения занятия Волонтер-эксперт должен направить краткий отчет/ отзыв, а также фото или видеоотчет.  

Волонтерам – экспертам и образовательным организациям для участия в Программе необходимо зарегистрироваться на сайте http://dnifg.ru/

Алгоритм регистрации Волонтеров-экспертов

  1. На сайте dnifg.ru Волонтер-эксперт проходит регистрацию;
  2. При регистрации Волонтер-эксперт указывает перечень тем для выступления (допускается отметка нескольких позиций);
  3. На указанный e-mail Волонтера-эксперта направляется ссылка-доступ в личный кабинет;
  4. Волонтер-эксперт в личном кабинете проходит тестирование и обучение по базовым темам. Прошедшие тестирование и обучение Волонтеры-эксперты получают возможность проводить онлайн мероприятия для образовательных организаций.
  5. Волонтер-эксперт подготавливает презентационные, методические, учебные материалы. Загружает в личном кабинете.
  6. Компания работодатель и сам Волонтер-эксперт добавляются в карту-каталог экспертов.
  7. Согласованные презентационные, методические, учебные материалы Волонтера-эксперта добавляются по темам в раздел сайта dnifg.ru «Материалы».
  8. Волонтеру-эксперту поступают заявки от образовательных организаций, с которыми он индивидуально согласовывает дату, время и детали проведения мероприятия.

Алгоритм регистрации образовательных организаций (ОО)

  1. На сайте dnifg.ru сотрудник образовательной организации, ответственный за организацию мероприятий по финансовой грамотности (далее – куратор ОО), проводит регистрацию ОО посредством заполнения формы;
  2. На указанный e-mail куратора ОО направляется ссылка-доступ в личный кабинет;
  3. В личном кабинете куратора ОО предоставляется возможность:
    • Подать заявку на проведение очного/онлайн мероприятия с Волонтером-экспертом. Для этого необходимо выбрать тему, дату (диапазон дат), указать количество и уровень участников;
    • Выбрать Волонтера-эксперта из числа предложенных (согласно запрашиваемой теме);
    • Самостоятельно договориться с Волонтером-экспертом о времени и дате проведения мероприятия;
    • Составить отчет о проведенных мероприятиях;
    • Оставить отзыв и оценку Волонтеру-эксперту, проводившему мероприятие;
    • В случае отсутствия возможности организации очной/онлайн встречи с Волонтером-экспертом, ОО предлагается воспользоваться материалами по выбранной теме для самостоятельного проведения мероприятия (видео лекция, презентации).

Координатор Всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в образовательных организациях»

Андрианов Андрей Николаевич, заместитель директора АРФГ

Aa@fincubator.ru  

тел. +7 (495) 626-86-10