Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия проводится учителями общеобразовательного учреждения.
Школа работает по трём уровням результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
-
приобретение учащимися социального опыта;
-
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
-
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Программа внеурочной деятельности структурирована в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.
Это спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное и социальное направления.
Цель:
Создание условий для полноценного интеллектуального, физического, эстетического развития учащихся второй ступени образования, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Задачи:
Обучающие
-
Развитие познавательного интереса, включение учащихся в разностороннюю деятельность.
-
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
-
Приобретение определенных знаний, умений по видам деятельности, предусмотренных данной программой.
-
Развитие мотиваций к следующим видам деятельности: спортивной, интеллектуальной, эстетической, патриотической, социальной.
-
Освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач.
Воспитательные
-
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
-
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, старшими, родителями в решении общих проблем.
-
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
-
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
-
Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению.
Развивающие
-
Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности.
-
Развитие личности школьника, его творческих способностей.
-
Формирование потребности в самопознании.
Организационные
-
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
-
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, спортивной школой, школой искусств, библиотеками, семьями учащихся.
-
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
-
Организация информационной поддержки учащихся.
-
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Внеклассная, внеурочная деятельность реализуется в следующих формах:
образовательная:
-
предметные недели,
-
конкурсы (школьные, городские, краевые, Всероссийские),
-
День знаний
-
познавательные игры,
-
турниры эрудитов
трудовая:
-
трудовые десанты
-
месячник по уборке территории
-
субботники
-
оформление классов и школы
-
знакомство с профессией
патриотическая:
-
экскурсии, походы
-
краеведческая работа
-
работа с ветеранами и участниками ВОВ
-
тематические классные часы «Сыны России»
-
уроки мужества
-
праздник «День защитника Отечества»
-
Дни воинской славы
-
вахты памяти,
-
смотр строя и песни
-
КТД (коллективно-творческие дела)
художественно-эстетическая:
-
участие в конкурсах, фестивалях, выставках (школьных, городских, краевых, Всероссийских), концертах на школьных праздниках
-
недели книги, кино, театра
-
классные часы
здоровый образ жизни:
-
проведение классных часов
-
участие в спортивных соревнованиях
-
День здоровья
-
туристические походы и поездки
семья и школа:
-
родительские собрания
-
деятельность родительского совета школы
-
родительский комитет
-
участие родителей в школьных мероприятиях
-
родительский всеобуч
-
спортивные соревнования
правовая:
-
взаимодействие с правоохранительными органами, сотрудниками ГИБДД
-
развитие навыков самоуправления
-
Совет старшеклассников
-
Детская организация
-
Дни самоуправления.